На главную страницу

Саламба Ширшасана – поза головы с опорой или "стойка на голове с поддержкой"

(Salamba Shirshasana), или

Випарита Карани Мудра – символ обратного действия

(Viparita Karani Mudra), или

Мастака Мудра – символ вершины

(Mastaka Mudra)

В древних йогических текстах Ширшасану называют королем всех асан (Сарвангасану – королевой). Это одно из наиболее важных йогических упражнений, если не самое важное.

Ширшасана и Сарвангасана – две центральные позы Хатха-йоги, ян-иньская пара (первая возбуждает – мужское начало, вторая успокаивает – женское начало). Эти асаны дополняют друг друга, и для гармоничного воздействия на организм рекомендуется выполнять их в паре.

Это упражнение имеет несколько вариаций, которые иногда рассматриваются как цикл Ширшасаны.

Упражнение следует выполнять на коврике или шерстяном одеяле, сложенном вдвое или вчетверо. Места должно быть достаточно для кувырка через голову при потере равновесия в стойке. Для профилактики травм необходимо соблюдать симметрию при ее выполнении.

 

Техника выполнения.

1. Опустись на колени, сплети пальцы рук в замок, либо крепко прижми кисть правой руки внешней стороной к ладони левой руки в виде чашки (для мужчин, для женщин – наоборот). Крепко удерживай соединение рук во время всего упражнения. Расположи кисти и предплечья на полу (перед коленями) для создания опоры (мизинцы рук касаются пола). Локти должны быть расставлены не более чем на ширину плеч. Шея и спина параллельны полу, ноги опираются на носки.

2. Теперь положи голову макушкой (это самая верхняя точка при измерении роста человека) либо областью на два пальца выше передней линии волос на пол (не на сцепленные руки), обхвати ее замком ладоней сзади, найди удобное положение (без боли) (см. рис. 1). Если не удобно, то можно голову слегка сдвинуть с указанных точек, в зависимости от индивидуальных особенностей, при этом в финальном положении шея не должна быть напряжена (это правило необходимо соблюдать при выполнении всех перевернутых поз). Запрещается опираться на область переднего родничка (4 пальца от передней линии волос).

Саламба Ширшасана (рисунки 1 и 2)

Рисунки 1 и 2

 

3. Вариант с подъемом согнутых в коленях ног (для начинающих).

Оторви колени от пола, плавно поднимая таз вверх, и встань ногами на носки, спину держи прямее (см. рис. 2). Далее сделай несколько небольших шажков, приближая пальцы ног к голове. Туловище слегка отклони назад так, чтобы спина оказалась в вертикальном положении, а бедра прижались к животу и нижней части груди (колени согнуты) (см. рис. 3). Медленно перенеси вес тела с пальцев ног на голову и руки. Плавно подними над полом (на несколько сантиметров) сначала одну стопу, затем другую (либо обе одновременно), при этом балансируй, опираясь на голову и руки (здесь можно слегка оттолкнуться носками ног от пола после глубокого вдоха). Сохраняя равновесие, сначала плавно переведи в вертикальное положение туловище с поджатыми ногами (спина прямая) (см. рис. 4), затем бедра (колени согнуты) (см. рис. 5) и, в заключение, голени ног (см. рис. 6). Вытяни ноги к верху и стой на голове так, чтобы все тело было перпендикулярно полу. Носки не напрягай (не тяни вверх или вниз; вытянуть можно лишь в первый момент для выпрямления, а затем расслабить), т.е. ноги по возможности должны быть расслаблены.

Саламба Ширшасана (рисунки 3 и 4)

Рисунки 3 и 4

 

Саламба Ширшасана (рисунки 5 и 6)

Рисунки 5 и 6

 

Вариант с подъемом выпрямленных в коленях ног (для подготовленных).

Не отрывая головы от пола, плавно выпрями ноги в коленях с подачей таза вверх, спину держи по возможности прямо. Далее плавно, небольшими шажками прямых ног, приближай ступни к голове (при этом ноги могут опираться только на носки, пятки тянутся к полу), отводя таз назад до тех пор, пока центр тяжести нижней половины тела не окажется над серединой треугольной площадки опоры. Далее мягко одновременно оторви от пола (не за счет силы, а за счет балансировки) и подними вверх обе ноги без сгибания в коленях.

Освоив подъем прямых ног, следует попытаться задержать ноги (до 10…30 секунд) в промежуточном положении, параллельном полу, вытянув вверх прямой позвоночник. В тазобедренных суставах – прямой угол. Это положение называется Урдхва Дандасана (поза поднятого посоха).

4. Вытяни вверх все тело, от макушки до пят. Зафиксируй финальную позу и оставайся в ней без напряжения около минуты (для начала – не более 15 с). Со временем (постепенно) продолжительность пребывания в этой позе увеличь до 5 минут (при ежедневной практике этого вполне достаточно). Максимальное время пребывания в этой позе не должно превышать 12 мин., если она выполняется наряду с другими. Если стойка на голове выполняется отдельно, а не в комплексе с другими упражнениями, продолжительность может варьироваться от 15 до 20 минут (для наиболее подготовленных учеников). Остальным держать позу не более 12 минут. Время пребывания в позе зависит от индивидуальных возможностей и от наличия времени в распоряжении занимающегося. Пожилым и ослабленным людям нельзя удерживать финальную позу более 5 мин. В холодное время года финальную позу можно удерживать на 2…3 минуты дольше.

Дыши через нос глубоко, в естественном темпе, глаза рекомендуется закрыть (это можно делать только при достаточной практике).

В финальной позе все тело от шеи до пят должно представлять прямую линию. В ней необходимо по возможности максимально расслабиться, поручив подсознанию удерживать равновесие. Позвоночник и ноги должны быть прямые, локти не слишком расставлены в стороны; вес тела должен частично распределиться на предплечья. Выполняя стойку на голове не надо напрягать шею, голову, плечи и позвоночник.

Варианты. После 5 минут пребывания в позе можно для разнообразия держать ноги в стороны, или одну вперед, а другую назад, или согнуть ноги в коленях и прогнуться в этом положении, или двигать кругообразно поднятыми ногами. Все эти варианты выполнять в расслабленном состоянии.

5. Медленно опусти ноги на пол, выполняя описанные выше движения в обратном порядке. Не забудь при этом отогнуть на себя пальцы ног, чтобы не ушибить их. Замок рук разожми, расслабься. Оставайся в этом положении несколько секунд (голову не поднимай). Положи под лоб правый кулак (задержись на 5…10 секунд в этом положении), а под него – левый (задержись на 5…10 секунд в этом положении). Если этого не достаточно, оставайся в последнем положении до минуты и более (по самочувствию). Далее подними голову и туловище вертикально, сядь в Ваджрасану, подними руки вверх и, как следует, потянись вверх от поясницы на вдохе, с выдохом опусти руки и медленно перейди к выполнению Шавасаны (2-й вариант: медленно встань, подними руки над головой, потянись и сделай глубокий вдох, ляг на пол и выполни Шавасану; 3-й вариант: не поднимая высоко над полом головы, сразу перейди к выполнению Шавасаны). Время пребывания в Шавасане должно быть не менее половины времени фиксации перевернутого положения в Ширшасане.

 

Рекомендации.

При фиксации финального положения сосредоточь внимание на области щитовидной железы.

Дыхание во время выполнения позы – произвольное, обязательно через нос. Если закладывает нос, то необходимо выйти из позы.

При возникновении дискомфорта необходимо прекратить выполнение упражнения.

В начале лучше выполнять эту асану у стены в углу комнаты или с помощью партнера (далее от этого необходимо отказаться). Для избежания травм при случайных падениях в сторону спины, необходимо сгруппироваться.

Если при выполнении упражнения потеряно равновесие, не пугайтесь, разъедините пальцы рук, сгруппируйтесь и перекувырнитесь через голову и спину (падать медленно и с круглой спиной).

Людям пожилым, со слабыми мышцами спины и шеи, при избыточном весе в начале занятий следует воздерживаться от выполнения Ширшасаны и практиковать только Випарита Карани Мудру или Сарвангасану. К освоению Ширшасаны можно приступить через год-два занятий. Нельзя пытаться начинать выполнение асаны без страховки.

Вообще, не следует пытаться выполнять эту асану до тех пор, пока не будут полностью освоены более легкие перевернутые позы (в частности Сарвангасана).

После выполнения упражнения нельзя сразу вставать: организму необходимо время для адаптации к новым условиям.

Если при выполнении асаны глаза наливаются кровью, это значит, что поза выполняется неправильно.

В комплексе упражнений совместно с Ширшасаной всегда следует выполнять Сарвангасану и (или) асаны из ее цикла. Если Сарвангасана – это мать всех асан (инь-начало), то Ширшасану следует назвать их отцом (ян-начало). Для поддержания здоровья тела, спокойствия и умиротворения ума (т.е. гармонии) важны обе эти асаны.

Рекомендуется следующий порядок выполнения упражнений: Сарвангасана, Матсиасана, Ширшасана, Шавасана. При необходимости между упражнениями можно немного отдыхать в Шавасане.

Сарвангасану, Ширшасану и Випарита Карани Мудру желательно выполнять 3 раза в день – утром, в обед и вечером.

Ширшасану лучше выполнять в первой половине дня, чем во второй, т.к. она относится к тонизирующим позам. Но абсолютно здоровым людям ее практика после полудня не противопоказана.

 

Эффект.

В древних йогических текстах указывается, что у корня пупа пребывает "солнце", у корня нёба – "луна". Божественный "нектар", текущий с "луны", спускается в "солнце" и поедается им. Так стареет тело. С помощью Випарита Карани Мудры (разновидностью которой является Ширшасана) "солнце" переносится вверх, а "луна" – вниз (т.е. они меняются местами). Некоторые современные авторы связывают понятие "луны" с гипофизом, понятие "нектара" – с вырабатываемыми им гормонами, а понятие "солнце" – с огнем пищеварения. Постоянной практикой этой мудры болезни и смерть побеждаются (благодаря повышенному кровоснабжению гипофиза и повышенной выработке им гормонов, которые омолаживают организм). Эта мудра приносит человеку здоровье и молодость. В древних текстах также сказано: "Йогин, практикующий это упражнение три часа ежедневно, побеждает смерть", однако в современных условиях, по моему, такую практику осуществить почти не возможно, если не посвятить йоге всю свою жизнь без остатка.

В этих же текстах отмечается, что голова человека – центр его саттвических способностей, определяющих понимание; туловище – центр свойств раджаса, определяющих страсти, эмоции и действия; ниже диафрагмы сосредоточены свойства тамаса, управляющие чувственными удовольствиями (наслаждением пищей, питьем, сексуальными волнениями, радостями и т.д.). Благодаря перевернутому положению, Ширшасана способствует развитию саттвических качеств человека.

Известно, что человек, как двуногое и прямоходящее живое существо, наносит ущерб кровоснабжению мозга и органов головы, кроме того, сосудистая система (включая и сердце) вынуждена работать со значительными перегрузками, преодолевая силу тяжести при перегоне крови в теле (от ног до головы). Ширшасана изменяет обычную гемодинамику организма, при этом головной и спинной мозг, все нервы испытывают благотворный прилив крови. Усиливается обратный поток крови из ног и внутренних органов, что способствует восстановлению их тканей.

Регулярное выполнение Ширшасаны обеспечивает прилив крови к клеткам головного мозга, что обновляет их, улучшает их работу, оттачивая ум и проясняя мысли. Эта асана помогает тем, у кого быстро наступает умственное утомление. Она обеспечивает надлежащее кровоснабжение таких важных органов, как гипофиз, шишковидная железа (эпифиз, "третий глаз"), щитовидная и околощитовидная железы, от правильного функционирования которых зависит рост человека, его здоровье и жизнедеятельность. Но наиболее значимый эффект от воздействия этой асаны – улучшение функционирования именно гипофиза – важнейшей железы внутренней секреции, регулирующей работу других эндокринных желез, что помогает лечению многих нервных и эндокринных расстройств, особенно связанных с половой системой. При этом также нормализуется работа надпочечников и других важных систем организма.

Лечебное действие Ширшасаны настолько многообразно, что ее часто называют "королем" йоговских упражнений (асан). Она позволяет избавиться от очень многих болезней и предупредить их.

Люди, подверженные приступам нервного возбуждения, страдающие от бессонницы или сонливости, ухудшения памяти, зрения и слуха, от головных болей, перенапряжения, усталости, общей слабости, тоски, страхов, недостатка жизненной энергии и уверенности в себе, могут восстановить свое здоровье, регулярно и правильно выполняя эту асану (совместно с Сарвангасаной). Энергия станет бить в них ключом, легкие получат способность противостоять любым климатическим воздействиям и выдерживать любую нагрузку. При бессоннице выполнять эту асану перед сном не рекомендуется. Упражняющиеся в этой асане не знают простуд, кашля, тонзиллита, зловонного дыхания и учащенного сердцебиения, их тело сохраняет тепло, иммунитет повышается. Ширшасана в сочетании с Сарвангасаной излечивает от запора. В результате регулярных занятий этой асаной очищается кровь, повышается содержание гемоглобина в ней.

Ширшасана успокаивает, укрепляет и тонизирует нервную систему, улучшает состояние зубов и десен, устраняет застойные явления внутренних органов, улучшает работу печени, селезенки, почек, всей мочеполовой системы, кишечника, желудка, устраняет заболевания матки и яичников, предотвращает появление атеросклероза сосудов головного мозга. Но людям, страдающим от развитого атеросклероза, эта поза запрещена. Без тренировки длительное пребывание в финальной позе также не рекомендуется. При заболеваниях печени, выполнять асану утром не рекомендуется, лучше днем или вечером, и обязательно вместе Сарвангасаной.

Асана применяется при лечении хронических заболеваний глаз, носа, горла, ушей, при лечении неврастении, варикозного расширения вен, геморроя, диабета, болезней легких (в частности, астмы), воспалений (язв) желудка и кишечника, нарушений пищеварения, болезней почек (в том числе опущения и блуждания почек, мочекаменной болезни). Она дает также отдых сердцу, тренирует и тонизирует работу сосудистой системы, дает отдых мышцам, удерживающим внутренние органы, омолаживает весь организм (благодаря положительному влиянию на энергетику и половые органы человека). Эта асана способствует сублимации половой энергии, устранению чрезмерных ночных поллюций, излечению импотенции, простатита и сперматореи у мужчин, излечению бесплодия и регуляции месячных у женщин (совместно с Ашвини Мудрой).

Изменение направления кровяного потока при перевернутом положении тела очень полезно для мышц голеней и бедер, получающих редкую возможность для отдыха. Кроме того, улучшается кровоснабжение сосудов лица и головы; в результате кожа и волосы получает дополнительное питание. При длительной практике (более 6 месяцев) исчезают морщины на лице и седина волос.

При заметных отклонениях давления крови от норы не следует начинать занятия с перевернутых поз, лучше выполнять их ближе к концу занятий.

Человек, практикующий это упражнение ежедневно, должен достаточно много есть, т.к. оно разжигает аппетит и улучшает пищеварение. Если не соблюдать этого правила, огонь пищеварения будет поедать тело.

Регулярное и правильное выполнение этого упражнения развивает тело, дисциплинирует ум, расширяет духовный горизонт. Человек становится уравновешенным, уверенным в себе, спокойно принимает страдания и удовольствия, утраты и приобретения, позор и славу, поражения и победы.

Освоение этой асаны дает человеку устойчивость и равновесие как физическое, так и умственное.

Это лучшая из перевернутых поз, она полностью оживляет и разум, и тело.

 

Абсолютные противопоказания:

 

Относительные противопоказания:

 

Противопоказания при неправильном выполнении:

 

На главную страницу


Rambler's Top100 KMindex bigmir)net TOP 100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Используются технологии uCoz